Здоровьесбережение

Школа здоровья

СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ И УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.

Тревожным фактором последних лет стало ухудшение здоровья детей и молодых людей школьного возраста. Так, по данным Института гигиены детей и подростков только 20% юношей призывного возраста могут служить в армии. В подростковом возрасте у 9,9% девушек регистрируется дисгармоничное развитие. Почти 2/3 из них имеют хронические заболевания и нуждаются в оздоровлении, в противном случае рождаемые ими дети рискуют заболеть.

Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье школьника представляет интегративный критерий качества современного образования. Школа должна не только сберечь здоровье, но главным образом сформировать здоровье школьника. Постулатом в работе педагогов нашего образовательного учреждения стали слова В.А. Сухомлинского: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя, от здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Решать проблемы сохранения здоровья детей коллектив начал еще в 1996 году, когда по инициативе Министерства образования РФ в рамках программы «Дети Чернобыля» на базе школы была открыта экспериментальная площадка регионального уровня «Школа здоровья». В штатное расписание были включены специалисты: психолог, педиатр, стоматолог, замдиректора по «Школе здоровья».

В 2000 году администрацией школы разработан проект «Сельская школа, содействующая здоровью». А в 2004 году образовательное учреждение стало площадкой муниципального уровня. В 2007 году на базе школы открыт центр профилактики и реабилитации, где начала работать медицинская сестра ЛФК, физиотерапевтического кабинета, массажист. Имея свои наработки, школа становится инновационным центром повышения квалификации «Школа здоровья» регионального уровня.

Для реализации задач, связанных со здоровьесбережением, необходимо было оснастить образовательный процесс. На данный момент школа имеет спортивный и тренажерный залы, кабинет лечебной физкультуры, спортивную, стритбольную и детскую площадки, футбольное поле, медицинские кабинеты (массажный, педиатра, процедурный, физиотерапевтический и стоматологический), бассейн, библиотеку, читальный зал, выставочный зал, где осуществляется сотрудничество с Пензенской картинной галереей имени К.А. Савицкого.

Коллектив работает над освоением таких программ, как «Гигиеническое обучение и воспитание школьников» (федеральная программа), областная межведомственная программа «Дети Пензенской области», муниципальная программа «Сохранение и укрепление здоровья детей Бессоновского района», программа развития школы на 2004-2008 г.г., школьная программа «Применение здоровьесберегающих технологий в МОУ СОШ с. Чемодановка на 2005-2010 г.г.». Научно-исследовательская деятельность обучающихся направлена на освещение вопросов здоровьесбережения и экологии. Такие работы, как «Проблемы городской свалки», «Мониторинг водоснабжения с. Чемодановка», «Влияние йододефицита на здоровье человека», «Содержание свинца в воде и снеге в районах уничтожения химического оружия» были представлены на научно-практической конференции «Старт в науку», международной экологической конференции финно-угорских народов (г. Саранск), международной экологической научно-практической конференции «Зеленая планета» (г. Москва). Учащиеся школы стали призерами этих конференций.

Получив статус инновационного центра повышения квалификации «Школа здоровья», коллектив обозначил следующие задачи работы: создание условий для комфортного пребывания детей в школе; развитие ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, и самореализацию личности; обеспечение реализации потребностей педагогов на повышение квалификации по вопросам здоровьесбережения. Были определены направления работы: учебная; просветительско-воспитательная работа с учащимися и их родителями; профилактическая; оздоровительно-коррекционная; спортивно-оздоровительная; научно-методическая.

В рамках учебной работы проводятся практикумы, тренинги, семинары и другие формы повышения квалификации педагогических работников.

Просветительско-воспитательная работа проводится с учащимися и родителями. С октября по май работает родительский лекторий «Здоровый ребенок – здоровая нация». Большую помощь в работе этого направления нам оказывают сотрудники областной наркологической больницы, специалисты центра «Панацея» под руководством С. И. Дегтяря. Формы работы разнообразны: лекции, тренинги для учащихся и родителей, помощь неблагополучным семьям, индивидуальные беседы психологов центра с детьми «группы риска». Пропаганда ЗОЖ ведется через газету «Говорящая стена», материалы которой обновляются 2 раза в месяц, и через школьную прессу. Журналисты школы публикуют материалы в школьной газете «Шаги», которая издается на протяжении нескольких лет.

Отделение профилактики и реабилитации школы осуществляет оздоровительно-коррекционную работу. Систематически проводят консультации на базе школы врачи областной детской больницы им. Н.Ф. Филатова: окулист, невропатолог, психиатр, ортопед. В течение всего учебного года проводятся медико-психолого-педагогические консилиумы: «Адаптация учеников 1-х классов к школьной жизни», «Пубертатный период. 8 класс», «Период стабилизации. 10 класс». В учебный план школы включен курс «Основы здорового образа жизни». В системе организовано медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».

Уроки в образовательном учреждении строятся по методике Н.К. Смирнова. Правильность использования методики отслеживает руководитель инновационного центра повышения квалификации «Школа здоровья».

В спортивно-оздоровительной работе кроме традиционных конкурсов и соревнований, состязаний «Тесты Губернатора», любимыми среди детей стали Дни туризма, Дни здоровья, открытие футбольного клуба «Надежда», игроки которого – участники турнира во Франции; конкурс на лучший комплекс утренней гимнастики; палаточный спортивно-трудовой лагерь «Парус». Он базируется на территории Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы», где дети занимаются благоустройством дворянской усадьбы. В рамках спортивно-оздоровительного направления ежегодно организуется оздоровительная летняя кампания. Работают пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей, палаточный экологический лагерь «Земляне», палаточный спортивный лагерь «Робинзоны», палаточный военно-спортивный лагерь «Витязь»

С 2007-2008 учебного года в школе работают кадетские классы, которые занимается по особому учебному плану во второй половине дня. В план кадетов определено еще 3 часа общефизической подготовки, предусмотрены часы занятий одним из видов восточных единоборств, ориентирования на местности, туризма, хореографии, этики и этикета. В перспективе будут отслеживаться результаты по социализации выпускников кадетского класса. По этой причине с этими детьми работают психолог и социальный педагог.

К помощи освоения кадетами навыков военно-прикладных видов спорта были привлечены старшеклассники школы, что и способствовало открытию в 2011 году военно-патриотического клуба «Витязи». Деятельность Клуба отличается разнообразием форм работы:

        • взаимодействие с военно-патриотическими клубами других городов (взаимопосещение);

        • полевые выходы;

        • парашютный спорт;

        • высотная подготовка;

        • водная подготовка;

        • туризм;

        • пейнтбол;

        • страйкбол и др.

Подготовить учащегося к самостоятельной жизни – это значит сформировать у него адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному позитивному жизнепроживанию.

Реализация программы «Формирование здоровьесберегающего пространства школы»